Грани Любви: слушаем, говорим, обещаем.

Говоря о гранях, мы чаще всего вспоминаем о бриллиантах. Бриллиант – это обработанный алмаз, стоимость которого определяется качеством огранки и квалификацией мастера, работающего над ним. Бриллианты под разными углами и выглядят по-разному. Точно могу сказать, что этот драгоценный камень очень и очень дорогой. И любовь —  она очень дорогая. Ученые утверждают, что за всю жизнь человека невозможно прочитать, услышать, увидеть всего того, что было уже написано, сказано, спето и снято о любви. Не хватит человеческой жизни, чтобы узнать о ней всё. И сколько бы мы не практиковались в любви, этого никогда не будет достаточно. Никогда не настанет тот день, когда я смело мог бы сказать: «Ну, всё, сегодня я в совершенстве исполнил заповедь любви, можно немного расслабиться». Совершенствоваться в любви нужно всегда.

«Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Евангелие от Луки 10:27).

И сегодня хотелось бы поговорить о трех замечательных гранях Божьей любви. И пусть после прослушивание проповеди бриллиант Любви в наших сердцах засияет еще ярче.

1. Будь внимателен. Слушай, не перебивая.

Господь устроил наше тело чудным образом. На нашем лице присутствуют два уха и один рот. Это значит, что у Бога есть особенный план для нас: больше слушать и меньше говорить. Но нам больше нравится говорить, нежели слушать, особенно о себе любимом. Тем не менее, Писание говорит о том, чтобы мы были внимательны к услышанному и чтобы учились слушать, не перебивая. Не только с целью впоследствии вставить свои комментарии, но быть учтивым к собеседнику и, естественно, к Богу.

«Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему» (Притчи 18:14).

Из-за неумения выслушать, мы частенько попадаем в неловкие и неприятные ситуации, когда нам что-то сказали, а мы, слушая, не услышали. Вот пример самого Господа, как нужно слушать. Когда храм в Иерусалиме был построен, царь Соломон молился и Бог ответил ему.

«Ныне очи Мои будут отверсты и уши Мои внимательны к молитве на месте сем» (2-я книга Паралипоменон 7:15).

Богословы следующим образом раскрывают смысл этого отрывка: Господь всегда слышит нас, понимая наше состояние, молитву, крик души, озлобленность, обиду. Бог внимателен к нашему тону, жестам, мимике, сердцу. Другими словами, Отец наш Небесный не просто внимательно выслушает и на этом всё, Он выслушает с пониманием, с огромной любовью, всем Своим сердцем.

«Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком» (Книга пророка Исаии 55:2).

Внимательное слушание идет рядом с размышлениями. Когда Господь что-то говорит, необходимо успокоиться, услышать, подумать: «Зачем и почему говорит сейчас мне Господь»?

Как же научиться внимательно слушать?

Не притворяйся, что слушаешь

И неважно, в школе ты, в институте, на работе или в семье. Отсутствие притворства поможет и станет золотым ключиком к выстраиванию теплых и правильных взаимоотношений. Никогда не бойтесь переспросить, если что-то не поняли или не услышали, смело попросите повторить сказанное, уточняйте правильность понятого вами, наблюдайте за выражением лица говорящего – оно может без слов сказать многое. Естественно, Писание ничего не говорит о мобильных телефонах. Но психологи советуют, что при желании плодотворно пообщаться с другим человеком, необходимо убрать мобильную связь. Просто положив телефон на стол, мы даем понять человеку, что мое внимание в ожидании какого-то сообщения, SMS-сообщения или звонка. Если мы действительно ждем важного звонка, то об этом лучше предупредить собеседника. Уверен, что никто не будет против. В крайнем случае, можно перевернуть телефон экраном вниз, давая понять оппоненту, что общение для нас куда важнее всех звонков.

Не позволяйте вашим мыслям блуждать во время общения с людьми, особенно в молитве, тем более в прославлении или во время Божьего Слова. Важно сосредоточиться и все внимание уделить переговорам. Библия говорит: «Остановитесь…, остановитесь». Потому что этот мир предлагает бешеный темп. И чем дальше, тем быстрее. С Господом не получится играть в «торопыжку». Он хочет обстоятельного общения, качественного, настоящего.

Старайся понять чувства собеседника

Библия говорит, что Господь (любящий, прощающий, забывающий все наши грехи) огорчается, Бог может гневаться, но Он и радуется. Он испытывает эту же гамму чувств, что и я, только в совершенстве. Он никогда не отвернется от нас, хоть и может расстраиваться и сердиться за наши поступки или мысли. Он хочет исправить нас, направить и указать верный путь, потому что любит.

Не спорь

Очень важно понимать, что говорит об этом Библия. Богословы дают четкое понимание разницы «спора» и «разномыслия» между людьми.

Разномыслие – это две или несколько точек зрения, разные мнения или взгляды на определенную ситуацию. Но они никак не приводят к ссорам или разногласиям. Напротив, разнообразие идей дает возможность лучше, быстрее и продуктивнее решить возникшую проблему. Разномыслие объединяет и обогащает. Ссоры же губят единство, приводят к потерям и одиночеству.

Хвали собеседника

Уметь хвалить – это большое искусство. Речь не идет о лести. Похвала не подразумевает принцип «ты — мне, я — тебе». Пусть это будет похвала обоснованная, за что-то, но без эгоистичных намерений. Нам всем нравится, когда нас хвалят, поэтому давайте учиться хвалить так, чтобы у слушающего после наших слов вырастали крылья за спиной. Бытует мнение, что, когда ты хвалишь, ты как бы забираешь от себя. В тебе чего-то вроде бы не достает, раз ты сумел заметить что-то, да еще и похвалить. Ерунда! Похвала создает радостную и приятную атмосферу вокруг тебя. Когда ты даришь радость другим, тебе от этого самому становится легче.

2. Говори, не обвиняя.

К сожалению, в этом-то мы уже большие мастера. Дай нам только волю, мы обязательно найдем к чему придраться.

«Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его» (Евангелие от Луки 11:53-54).

Одно дело – конструктивная критика, целью которой является созидание лучшего в человеке. И совсем другое дело то, что Библия называет сплетнями, слухами, наушничеством, ропотом.

Слово «обвинить» означает готовить ловушку или лежать в засаде, ставить капкан. Так вот фарисеи в большинстве своем (к счастью, не все) ходили за Иисусом не для того, чтобы получить Божью мудрость или Его откровения, но чтобы взять какие-то слова, перевернуть их с ног на голову и, в конце концов, обвинить Христа. Одно из имен сатаны – обвинитель, клеветник на братьев наших.

«И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откровение 12:10).

Оказывается, что сатана и день и ночь, всегда, постоянно, изо дня в день указывает Богу на наши недостатки, промахи, грехи. И в этом смысле он не врет. Мы действительно часто ошибаемся. Но между сатаной и Господом огромная пропасть. Отец указывает на наши ошибки и показывает путь выхода из этого. Он предлагает нам возможность выйти из этого. Бог предлагает свою помощь, свою праведность, надежду и свою любовь.

Сатана же никогда не оправдает меня, он никогда не приведет доводы «за». Дьявол кричит, что я никто, ничто и зовут меня никак, что мне нет места в этом мире, на этой земле, что я нелюбим, одинок и выхода у меня нет. Хочется быть таким? Нельзя быть таким. Нужно учиться не обвинять и не осуждать. Это иногда не просто, но более чем возможно, особенно рядом с Господом.

«Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его» (Евангелие от Луки 23:10).

Слово «усильно» означает усиленно, прямо из кожи вон лезли, чтобы обвинить Христа, и в данном случае обвинения должны были быть достойны смерти. Можно обвинить человека, тем более, что мы часто даем повод для этого. Но как обвинить Бога?

«Любовь не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (1-е послание к Коринфянам 13:5).

«Не мыслит зла» — любовь не запоминает и не помнит зла, не хранит горечи и не таит коварства, не ищет повода, чтобы обвинить и сделать больнее. Любовь, напротив, находит всякую возможность, чтобы поднять, не осудить, простить и дать еще не один шанс. Написано, что Христос умалил себя, стал ниже человека, подняв нас с вами, потому что Божья Любовь НИКОГДА НЕ ОБВИНЯЕТ.

3. Обещай, не забывая.

«Когда даешь обет (обещание) Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» (Книга Екклесиаста 5:3-4).

Оказывается, что человека, дающего обещания и не исполняющего его, Бог называет глупцом, глупым, необдуманным, неразумным человеком. Раньше, чтобы договориться, достаточно было обычного рукопожатия. Сейчас, к сожалению, часто не достаточно договоров, контрактов, подписей и печатей. Что тут скажешь: «Если обещаешь, обязательно выполни!»

   

Молодежный пастор Капорович Юрий Юрьевич

 

 

Поделиться