«И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там» (Книга Бытие 32:24-29).
Иаков — персонаж из Ветхого Завет, который является хорошим примером того, насколько действует Божья благодать в жизни человека вне зависимости от каких-то заслуг человека, вне зависимости от каких-то его достижений. И даже если этот человек неправильно поступает, но всё-таки где-то ищет Бога, Бог даёт ему Своё благословение.
Когда мы читаем Писание, мы можем найти три различные сферы использования этого слова, три значения, которые вложены в само слово «благословить». Дословно это слово в переводе с иврита и греческого означает «хорошие слова».
«Песнь восхождения. Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во время ночи. Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа» (Псалтирь 133:1,2).
Почему так важно благословлять Имя Господне? Для того, чтобы мы могли ощутить Его присутствие в своей жизни.
Наши слова имеют в этом случае значение, потому что побуждают в силу заложенных Божьих законов, чтобы произошли определённые изменения в лучшую сторону в жизнь того, на кого мы эти слова благословения призываем.
«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их» (Книга Числа 6:22-27).
Смысл заключается в том, чтобы кому-то сделать подарок и через него кого-то благословить.
«Прими благословение мое, которое я принес тебе, потому что Бог даровал мне, и есть у меня все. И упросил его, и тот взял» (Книга Бытие 33:11).
Будьте теми людьми, которые благословляют, и теми, кого благословляют.
«Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз. И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться,
и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, — то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Книга Бытие 28:10-22).
Иногда нам кажется, что мы где-то там или иначе оказываемся чисто случайно, но если мы доверяем свою жизнь Богу и ищем благословения от Него, ничто не происходит случайно, Бог ведёт нас. И нам кажется, может быть, что так оказалось и случилось так. Но это потому, что Бог так сделал обстоятельства, чтобы нас через это чему-то научить.
Как правило, мы ищем встречи с Богом, чтобы он помог нам решить какие-то наши жизненные вопросы. По сути своей для человека место встречи с Богом — это церковь. Это то место, где большинство из нас встретилось с Богом. Бог хочет, чтобы мы воспринимали церковь не только как место, где восполняются наши нужды, но ещё и как место, где обитает Господь. Когда мы понимаем, что мы в доме Божьем, и Бог нам служит, потому что Он для нас как Отец. И с другой стороны, если Он для нас не только Отец, но и наш Царь, а мы в Его доме — Его слуги, мы должны Ему служить, мы должны что-то сделать во Имя Его. Как? Служить друг другу. И, делая добро, мы сами получаем благословение в нашей жизни. Мы получаем какое-то удовлетворение и смысл того, что мы востребованы. Это одно из наиважнейших чувств в жизни человека — чувствовать себя востребованным. И даже если мы тяжело трудимся, мы готовы недосыпать, если мы знаем, что это будет востребовано, это будет оценено другими. И таким образом мы можем служить друг другу и выражать Богу хвалу.
Когда ты начинаешь искать благословения, ты приходишь на то место, где Господь открывает для тебя Своё присутствие, и ты начинаешь общаться с Ним, где Бог лично для твоей жизни говорит, даёт тебе определённые обетования и наставления. Никогда после встречи с Богом мы не будем в состоянии разочарования, депрессии или уныния.
Где бы ты не находился, ты должен помнить, Бог тебя видит. Где бы ты ни был, это место для тебя — дом Божий, где ты можешь общаться с Богом и ощущать Его присутствие. Всегда общение с Господом побуждает нас к отклику и ответным действиям.
«И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз. И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, — то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Книга Бытие 28:18-22).
Наши слова наделены силой. Они даже могут определять наше духовное состояние.
«Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» (Первое послание Петра 3:10).
«Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается» (Притчи 11:11).
Вот почему мы как праведные, призваны благословлять то место, где мы живём, для того чтобы созидать. Когда мы произносим слова благословения, происходят изменения в том числе и в духовном мире.
«И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Св. Евангелие от Луки 24:50,51).
«Без всякого же прекословия меньший благословляется большим» (Послание к Евреям 7:7).
Бог наделил некоторых людей, которых Он поставил на руководство, силой благословляющего слова.
Для того, чтобы подчеркнуть власть родителей над детьми, Бог наделил родителей силой благословляющего или проклинающего слова, которое производит изменение в жизни детей. Мудрые дети всегда ищут благословения своих родителей. Мудрые родители всегда благословляют своих детей. Есть в этом сила. Слова могут заложить основу для благодати Божьей в жизни ребёнка и даже его дальнейших действий. И слова родителей могут так разочаровать, что ребёнок в дальнейшем не захочет ничего делать.
«Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (Первое послание Петра 3:8,9).
Ректор Теологического Института, доктор философии